На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна Мам

314 подписчиков

Тяжелые диагнозы - дети и медицина. Часть первая.

Тяжелые диагнозы - дети и медицина. Часть первая.
Психологические аспекты болезни и выздоровления. 

Наши дети иногда болеют, в большинстве своем легко и не требуя особых условий. Однако, бывают ситуации, когда ребенку требуется длительное лечение в больнице в результате травмы или болезни, либо родители слышат очень тяжелый диагноз… С этого момента жизнь семьи меняется, происходит смена приоритетов и отношений к ребенку и к себе.

Психологически, болезнь ребенка – это трудное испытание для самого ребенка, у которого жизнь резко изменилась, но это сложный этап и для всей его семьи. Но, чтобы эффективно помогать ребенку в трудной ситуации, родителям нужно знать некоторые особенности в «психологии болезни», чтобы помочь ребенку выздороветь или существенно поправить свое здоровье, пережить сложный период. 

Ребенок и его болезнь.
Болеющий ребенок или ребенок-инвалид достаточно сильно отличаются от здоровых детей, и дело не во внешних проявлениях, хотя и они существенно влияют на течение процесса. Болезнь меняет настроение детей – они обычно подавлены, плаксивы, замкнуты, хотят уединения, либо беспокоятся, внутренне тревожны, раздражительны, очень редко болезнь вызывает протест и отрицание – дети проявляют беспечность и благодушие. Кроме эмоций изменяется и внутренняя мыслительная деятельность – дети зацикливаются на мыслях о тяжести или смертельности болезни (хотя это часто не соответствует действительности), они боятся неизлечимости или самого лечения, боятся боли, вследствие чего могут отказываться от лечения (особенно если оно болезненное и длительное) или реабилитации. 

Часто при болезни нарушаются поведенческие реакции – дети перестают играть в привычные игры, перестают контактировать с окружающими, стараясь избегать общества из-за ограничений, которые накладывает на них болезнь.
Часто проявляются своеобразные формы протеста против заболевания – дети не соблюдают режим дня, не хотят ложиться спать, есть или не слушаются взрослых, шалят, поступают неуместно обстоятельствам, кричат, раздражаются. Это защитная реакция, при длительной болезни дети постепенно привыкают существовать по новым правилам и учатся жить болеющими. 


Важно еще и то, как ребенок воспринимает и оценивает свою болезнь. В формировании внутреннего образа заболевания используется весь жизненный опыт, который помнит ребенок, и особенно тот, когда малыш болел ранее, и как он это делал. Жизненный путь ребенка относительно недолог, ему сложнее, чем взрослым людям, сопоставлять то, что его тревожит, с ранее пережитым, он не может обобщать все сведения, которые он имеет, и использует только их для понимания случившегося. Однако по мере взросления это получается все более правильно, и потому то, что переживалось ребенком не так давно, может сказаться в реакции на заболевание. Так, болезни других с благоприятными исходами, без наличия явного страдания и опасения от своих мамы и папы, создадут более оптимистический фон, чем например, недавние поминки по члену семьи или кончине соседа. 

Понимание детьми этапа умирания и самой смерти своеобразно, и поэтому родители должны быть очень аккуратны в таких вопросах с малышом. Для понимания психики больного ребенка и его внутренней картины болезни следует знать о представлениях ребенка о смерти. Это особенно необходимо, когда ребенок страдает неизлечимой болезнью. Для дошкольников собственная смерть невероятна, и они о ней не думают, но могут поверить в смерть других людей. Они понимают смерть не как естественный конец жизни, а как результат враждебности других или наказание за плохое поведение. 

Школьники знают о смерти, думают и могут говорить о ней, связывая ее с мыслями о возмездии за плохое поведение. Еще до 7-9 лет ребенок не может постичь процесс умирания. Различие представлений о смерти зависит также от познавательного уровня, психосоциального развития и пережитого опыта. Так или иначе, к 10 годам понимание смерти формируется у всех детей. Поэтому, во всех вопросах ребенка об исходе болезни (например, «мама, я умру?») вопрос смерти необходимо обходить и сглаживать. Ребенок должен быть твердо уверен в благоприятности исхода – это дает ему силы выздоравливать и бороться! 


Сложности болезней детей заключаются и в других аспектах. Дети своеобразно воспринимают проводимое им лечение, из-за особенностей детских представлений о том, как влияют лекарственные вещества на их организм. Дошкольник может бояться переливаний крови, они могут думать, что с них может вытечь вся их кровь, а внутривенного вливания, из-за опасности утонуть. 

Практически все дети не имеют представления, как бы они могли помогать ему пойти на поправку. Только небольшое число этих детей понимают, что если они будут находиться в постели – это будет одним из условий выздоровления. Около трети детишек воспринимают лечебный процесс как враждебность, опасность или наказание. У очень немногих детей лечебные воздействия в виде приема лекарственных препаратов в виде оральных форм, ограничения активности или операций воспринимаются адекватно. Детям необходимо специально объяснять необходимость принимать все прописанные лекарства и создавать положительное эмоциональное отношение к процессу лечению в целом...читать далее

Источник  stranamam.ru

Рекомендуем
Популярное
наверх